Вслед за трубами Полтавченко взялся за дороги

У Георгия Полтавченко показался предлог инициировать еще одно громкое дело. В распоряжении «Фонтанки» была справка о проверке деятельности комитета по формированию транспортной инфраструктуры, которую по поручению губернатора проводил комитет денежного контроля. Подобно ситуации с трубами, забрав выборочные пробы на четырех новых магистралях, аудиторы во всех нашли несоответствие между настоящим количеством асфальта и песка и тем, за что подрядчики взяли деньги. Общая сумма ущерба по 4 объектам оценивается в 203 млн рублей.

Поручение совершить внеплановую диагностику комитета по формированию транспортной инфраструктуры данной в осеннюю пору, как стало известно «Фонтанке», дал губернатор Георгий Полтавченко.

Аудиторы комитета денежного контроля (КФК) трудились с 8 октября по 30 ноября. Главным предметом проверки было расходование в 2011 и 2012 годах средств, выделенных на строительство и ремонт дорог. Клиентом этих работ выступала подведомственная КРТИ структура — Дирекция транспортного строительства.

По результатам проверки была подготовлена справка, копия которой и появилась в распоряжении «Фонтанки».

При первом ознакомлении думается, что в работе комитета была распознана масса нарушений. Но при внимательном изучении ясно, что по большей части они имеют юридический темперамент.

К примеру, комитету вменяется в вину, что в договор на реконструкцию Пироговской набережной было включено условие, в соответствии с которому вероятно изменение сроков исполнения работ при обоюдном согласии сторон, что не разрещаеться действующим законодательством. Помимо этого, КФК всегда указывает на то, что комитет вносит трансформации в техзадание уже при проведении работ, не пропуская эти решения через экспертизу, которая и обязана оценить их адекватную цена.

Но, в случае если с формальной точки зрения все это есть нарушением, то с практической думается не такими страшным. Учитывая сложность объектов, предусмотреть все при проведении изыскательских работ и подготовке проекта очень сложно. Так, на той же Пироговской набережной при забивке шпунтового ограждения стало известно, что на глубине сохранились остатки древесных свай XIX века, почему, по официальной версии, был в августе в очередной раз сдвинут срок сдачи объекта.

Меньше песка, слабых грунтов и асфальта

Но в один момент с изучением документов аудиторы посетили четыре дорожных объекта. И они не просто проехались по ним, но забрали керны — маленькие цилиндры, каковые вынимаются из дорожного полотна для определения его состава. Так, в октябре-ноябре такие пробы были взяты на Суздальском проспекте на участке от Выборгского шоссе до улицы Руставели, что в 2007-2011 году реконструировало ЗАО «Буер» за 2,1 млрд рублей.

В итоге стало известно, что в 4 кернах из 28 толщина нижнего слоя асфальтобетонного покрытия имеет отклонения от проектного. В соответствии с действующим на данный момент СНиПам, величина отклонения не должна быть больше 2 см, тогда как на Суздальском проспекте в ряде проб слой асфальта был уже на 4 см. Не обращая внимания на это, как показывает КФК, Дирекция транспортного строительства приняла и оплатила эти работы, почему бюджету был нанесен ущерб в 26 млн рублей.

На продолжении Парашютной улицы от Долгоозерной до дороги на Каменку, которое за 1,2 млрд строил «Лендорстрой-2», нарушений в толщине асфальта аудиторы не распознали. Но в некоторых местах они не смогли отыскать песка, что, в соответствии с актам приемки, уложил подрядчик для замещения не сильный грунтов.

Наряду с этим настоящая ширина участков, на которых вместо не сильный грунтов якобы уложили песок, не соответствовала размерам, принятым Дирекцией транспортного строительства.

Наконец, в некоторых случаях, отчитываясь о выполненных работах по замещению грунтов, подрядчик указал одинаковые участки два раза. «Аккуратная документация по устройству корыта земляного полотна имеет неустранимые несоответствия, благодаря чего выяснить по ней фактические количества работ не представляется вероятным», — отмечается в справке. Согласно расчетам КФК, из бюджета города на оплату всех указанных выше работ было необоснованно направлено 111 млн рублей.

Такое же несоответствие реально выполненным работам в смете на замещение не сильный грунтов было найдено на другой очереди продолжения Парашютной — на участке от КАДа до дороги на Каменку, что за 850 млн рублей строил все тот же «Лендорстрой-2». Тут сумма ущерба была оценена аудиторами в 47 млн рублей.

Нельзя не отметить разнообразия распознанных нарушений. На продолжении Суздальского проспекта от Выборгского шоссе до дороги на Каменку, которое все тот же «Лендорстрой-2» сооружает на данный момент, рабочая группа КФК забрала пробы и поняла, что тип песка, уложенного в основании дорожного полотна, не соответствует указанному в смете. Все пробы продемонстрировали, что подрядчик положил в том направлении песок с коэффициентом фильтрации менее 3 метров в день, что не соответствует смете. Добавим: коэффициент фильтрации показывает, как скоро песок способен пропускать воду. Чем ниже данный показатель, тем больше в нем глиняных примесей и тем медленнее уходит вода.

На продолжении Суздальского проспекта несоответствие по песку было распознано во всех пробах. Как полагают аудиторы, из-за укладки более недорогого материала бюджету был нанесен ущерб в 19 млн рублей. Наряду с этим по результатам этих опробований Дирекция транспортного строительства уже направила «Лендорстрою-2» предписание заново вскрыть дорожное покрытие на участке, где были распознаны нарушения, и уложить песок заново.

Асфальт увезли на машинах

Подведем итог. КФК выборочно проверила лишь четыре объекта.

Но на всех было найдено несоответствие между настоящими работами и теми, что были оплачены по смете — общая сумма оценивается в 203 млн рублей. Но, в самом комитете денежного контроля увидели, что работа рабочей группы еще не закончена. Сейчас КРТИ обязан представить возражения на указанные нарушения, по окончании чего и будет подготовлено окончательное заключение. Другими словами теоретически выводы аудиторов смогут поменяться.

Но разумеется: в случае если на юридические претензии возразить возможно, то поспорить с результатами забора проб и натурного эксперимента очень сложно. Тем более что по одному объекту — продолжение Суздальского — факт нарушения уже был признан: так как дирекция направила предписание о перекладке дорожного покрытия.

Но, у подрядчиков уже имеется возражения на претензии аудиторов. Так, как поведали в ЗАО «Буер», которая, по версии КФК, уложила меньший количество нижнего слоя асфальта, площадь их объекта — около 230 тысяч кв.м.

И для адекватного анализа толщины асфальта необходимо было забрать порядка 100 кернов (по 3 на 7000 кв. м), а не 28, как сделали аудиторы.

Помимо этого, в том месте подчернули, что, по требованию Смольного, сдать Суздальский по окончании реконструкции было нужно преждевременно. По данной причине верхний слой асфальта был уложен на год позднее, а нижний за это время уменьшился, а также — из-за действия шипов.

Размер уменьшения составил от 1 до 2 см. Наконец, как утверждают в компании, собственные замеры аудиторы проводили прямо на месте посредством рулетки. При проведении лабораторных опробований в лаборатории Центра комплексного благоустройства, подведомственного комитету по благоустройству, обстановка была совсем другой.

Добавим, что итоги проверки комитет денежного контроля может направить для проверки в прокуратуру.

Соответственно, нас, быть может, ожидает новое громкое дело, которое, по аналогии с «трубным», назовут «дорожным». Не смотря на то, что приводит к удивлению, из-за чего для проверки были выбраны сходу три объекта «Лендорстроя-2», тогда как другие большие строительные компании эта чаша миновала. К примеру, в указанный период «Пилон» возводил тоннель под Литейным мостом, «АБЗ-Дорстрой» — Приморский путепровод, «Мостоотряд-19» — южный участок ЗСД.

В комитете денежного контроля принцип отбора тех, к кому отправятся аудиторы, комментировать отказались. Отметим, что официально совершённая проверка именуется «выборочной».

В самом комитете по формированию транспортной инфраструктуры поведали, что справка носит предварительный темперамент, и исходя из этого комментировать ведомство будет лишь окончательное заключение. «Работа с КФК ведется», — увидели в комитете.

Андрей Захаров, "Фонтанка.ру" Источник: "Фонтанка.ру"